Родственные связи в обучении

Казалось бы, что тут обсуждать — обучение родственников должно быть самым лёгким и приятным процессом. Они же родственники. Не чужие тебе люди. Да и ты им тоже не чужой. Но именно ученик-родственник зачастую ставит учителя в тупик.

Профессиональный член семьи

Учитель — это, прежде всего, профессия. Профессия, не исключающая эмоций, но и не ставящая эмоции на первый план. MC900341830С данной позиции любой человек для учителя (даже родственник) — потенциальный ученик, отношение к которому определяется профессиональным, а не кровно-семейно-эмоциональным. Проще говоря, чтобы донести знания родственнику учителю просто необходимо забыть о кровных связях, надеть на себя профессиональную маску и вести себя соответственно своей должности так же, как он вёл бы себя на работе в школе.

С другой стороны, родственники редко всерьёз воспринимают своего родственника-учителя как профессионала. Учитель-родственник чаще воспринимается как удобное приложение к семейным узам или кровному родству, к которому при необходимости можно обратиться за помощью. Профессиональное отношение учителя, если появляется возможность научить родственника чему-нибудь, принимается родственниками как нравоучение и покровительство. Выходит, ты меня учи, но не забывай, что мы же всё-таки родные люди, что это всё как бы понарошку.

На мой взгляд, такое двойственное, порою игривое, восприятие учителя родственниками ведёт к многочисленным недопониманиям и острым ситуациям, о которых чуть ниже.

Время — деньги

Рыночные отношения сейчас повсюду. Где заканчивается помощь и начинается оказание регулярных услуг? Должен ли любой труд оплачиваться?MC900341836

Любой взрослый работающий и семейный человек знает, что свободного времени много не бывает. Учительский день, в отличие от рабочих дней большей части остального населения, не оканчивается за пределами школы. Как и проведение полуторочасового урока не заключается в простом чтении «по учебнику». Подготовка к индивидуальному уроку с родственником может занять не один час. Опять же — он же родной человек.

Допустим, ваш родственник хочет изучить преподаваемый вами предмет с нуля до уверенного владения. Вы выделяете на это время, силы и свои умения. Будете ли вы брать с родственника за свои услуги деньги? Кто первый высказал идею совместных занятий и почему? А если ваши занятия будут длиться не меньше года? Изменится ли ваше отношение к финансовой стороне и к самому процессу, если вы будете считать занятия помощью, а не образовательными услугами? А если это будет двоюродный брат вашего шурина, которого вы видели один раз в жизни? Возможно ли в принципе рассуждать о близости/дальности родственников?

Мне лично довольно тяжело найти однозначные ответы на эти вопросы. Но рано или поздно приходится принимать одну из сторон. Хотя, если разобраться, то в индивидуальных занятиях с родственником всегда участвуют два человека, а не один, поэтому вопросами должен задаваться не только учитель, но и ученик. И если даже после этого вас всё ещё воспринимают игриво, то может и не стоит браться за такое серьёзное дело, как обучение родственника. Доверьте это дело профессионалу. Другому профессионалу.

MC900341860

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s