Финское образование

О финском образовании не пишет разве что ленивый. Интернет наполнен статьями, заметками, замечаниями и даже интервью о причинах финского феномена. Поисковый запрос по словосочетанию «финское образование» обязательно выдаст целый ворох ссылок с пометкой «лучшее в мире». Такой ажиотаж явно на руку маленькой стране, в которой не хватает рабочей силы :) Да и что скрывать: ажиотаж активно подогревается самой страной, которая усиленно рекламирует свои достижения и дома и за рубежом. Здесь очень часто печатают эмоциональные интервью со студентами из других стран, которые восхищаются свободе (якобы недополученной ими у себя на родине) и неустанно повторяют слова «положительные эмоции», когда их спрашивают о финском образовании.

Чуть-чуть погуглив, можно найти немало документов, статистических данных о лидерстве Финляндии в школьном образовании и её успехах в высшем звене образовательных систем. За тот год, что я отучилась в университете Хельсинки я видела аж несколько групп преподавателей из крупнейших университетов ЕС, а также одну съёмочную команду — все как один интересовались тем, как надо обучать, чтобы иметь такие колоссальные успехи.

Пару лет назад в одной из местных российских школ я читала лекцию про финское образование. Упор я делала на саму систему, её сходство и отличие от российской системы, возможности российских абитуриентов при поступлении в вуз за границей. Презентация ниже.

В этот раз упор будет больше на взгляд изнутри. Об укладе финской школы и её внешней стороне я уже писала ранее.

С системой финского образования можно познакомиться на английском по картинке ниже и чуть более подробно — по ссылке. А если вы уже посмотрели презентацию выше, считайте, что часть работы уже проделана :)

Finnish Educational System

Как видно, в целом система образования в Финляндии мало чем отличается от нашей российской системы. Школа (средняя и старшая), высшее образование, профессиональные училища и колледжи, институты. По годам выходит почти то же самое, что и у нас: +/- пару лет.

Учась в столичном финском вузе на программе подготовки преподавателей, я всё думала, чем же финское образование принципиально отличается от нашего? Наверное, моя надежда на скорую встречу с чем-то особенным подогревалась, прежде всего, тем, что именно моё педагогическое образование из России в Финляндии не было засчитано полностью, что давало основания думать о каких-то особенностях местного преподавания.

Несмотря на это, обе школьные практики поначалу меня откровенно разочаровали. Побывав и в средней и в старшей школе, отсидев безумное количество уроко-часов (по 90 минут каждый!), наобщавшись с учителями, понаблюдав за учениками, я так и не заметила ничего такого, что могло бы рассказать о какой-то специальной финской системе преподавания или раскрыть секрет «успеха». Более того, часть учителей вела уроки ну просто бездарно. Методика, педагогика, какие-то уловки, методы, хитринки и изюминки — что это? Об этом сразу забываешь, как только на уроке иностранного учитель на чистом финском говорит «Откройте ваши учебники на странице…» и эти скучающие лица финских учеников, озаряемые правда что только парой-тройкой матерных слов, сказанных кем-то в адрес «любимого» предмета.

Закончив обе практики и обучение, я поняла только одно: внешне школа везде есть школа. И в Финляндии она имеет не менее традиционный уклад, чем в России или Германии. И более того, в целом, школа пока что будет везде одинакова: классы, учителя, учебники. Да, в Финляндии неплохо с техническим оснащением школ, но это не делает образование уникальным, лишь придаёт большую живость происходящему, добавляет интерес, даёт дополнительные возможности учителю представить материал, а ученику воспринять его.

Не делает техническая оснащённость и международные связи уникальным и вузовское образование. Комфортные и просторные аудитории, с потолка которых не сыпется штукатурка, а со стен не смотрят унылые полувыцветшие портреты неизвестно кого, — не это главное условие успешности. Да и что такое успех? Успех — показатели в тестах OECD или успех — желание студентов идти далее бакалаврской степени?

Успех и отличительность заключаются, прежде всего, в самом обществе. Как оно развивалось, к чему оно пришло, как относятся в обществе к учителю и почему. Для меня исключительность финского образованияв общении между людьми. На любом образовательном уровне: будь то школа, будь то университет. Спокойствие — главное слово, которое можно бесконечно повторять, говоря о чём-либо финском. Спокойствие и выдержанность преподавателя, спокойные дети, спокойное и позитивное общение в учительских. Внимательное отношение к человеку. Любому. Ребёнок, отстающий по разным причинам от сверстников, не оказывается двоечником и полностью выброшенным за борт жизни, ему оказывают специальную помощь, организуют дополнительные уроки. Не тянущий математику не будет ощущать себя дураком, только потому что ему некому помочь и он вынужден сам барахтаться в море своих проблем.

Спокойствие, внимательность и уважение — то, что двигает финнов вперёд, позволяет выделять чуть больше денег на образование и на учителей. Но как и в любой стране здесь есть место перегибам. Порой завышенные требования к учителю, немалая нагрузка, запреты на физическое воздействие, которые вызывают лишь сомнительные ситуации с увольнением учителей, применивших «силу» не по назначению. Это лишь маленькая вершина айсберга, под которой располагаются более глубокие проблемы: родители, полностью отдающие чадо на откуп системе и требующие результатов только от системы, но не от себя; дети, считающие, что им все должны и что учителя им лишь прислуживают.

Европейские группы будут ещё долго искать ключ к успехам финских школьников и не найдут его. Потому что социально-историческое развитие Германии, Дании, Испании, Франции — совершенно иное, чем нынешнее развитие Финляндии и её историческое прошлое. Тогда как любое общество, в котором учитель всё ещё находится на низшей ступени социальной лесенки, а к человеку относятся как к расходному материалу, всё равно никуда далеко не уйдёт, несмотря на все реформы, и будет лишь напоминать одно большое «Переделкино».

Реклама

Финское образование: 3 комментария

  1. Уведомление: Финская школа | tatiana.batanina

  2. Уведомление: Финские школьники не корпят над книжками | tatiana.batanina

  3. Уведомление: Школьная 75-минутка в Финляндии | tatiana.batanina

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s