Школьная 75-минутка в Финляндии

Пишу под довольно громкие фанфары по случаю того, что Финляндия заняла 2-ое место в мире по уровню знаний, в частности по навыкам чтения. В финской школе я человек новый, ещё толком не закрепившийся, поэтому анализировать эти результаты сейчас не решусь. Поэтому лучше представлю накопившийся материал по финскому уроку.

Я переехала в Финляндию, окончив все возможные в жизни человека университеты в родной стране: детский сад, школу, вуз, и даже успела слегка окунуться в аспирантскую жизнь главного университета Петербурга. Не отказалась отработать год в одном из лицеев родного города. А посему мне особо интересно всё, что связано с местным финским образованием. Тем более, что отличия есть.

В своих предыдущих заметках о финской школе и о финском образовании я уже писала о всевозможных технических новинках, которыми наполнены классы, а также о главном ките школьной жизни — простоте в общении. Теперь же к особенностям финского урока и устоям его проведения.

Временные особенности

Урок в Финляндии длится 45 минут только до 6 класса. Начиная с 7 класса и до окончания школы уроки идут по 75 минут, что значительно облегчает последующий возможный переход ученика в статус студента. Ведь лекция в любом университете идёт 90 минут, что всего лишь на 15 минут дольше, чем обычный школьный урок, к которому старшеклассники легко привыкают за 4-5 лет.

С позиции российского учителя, привыкшего работать в условиях жёсткой 45-минутки, за 75 минут можно сделать если не всё, то очень и очень многое. Что же обычно успевает самый обыкновенный учитель финской школы за 75 минут урока, ну скажем, иностранного языка? Урок традиционно начинается с домашнего задания, упростить и ускорить проверку которого призвана так называемая документ-камера. Она есть в каждом классе. Да-да, тот самый «ящик с лампой», который в российских школах использовался в качестве подставки под цветы, бумаги, тетради и всячески не по назначению. Для проверки домашнего задания учитель просто кладёт страницу с верными ответами на камеру, в то время как ученики должны оценить правильность выполнения у себя в тетрадях.

На домашнее задание уходит до получаса. Остальное время идёт собственно на введение нового материала, его закрепление и тренировку.

Характерные черты

Ещё со времён учёбы в университете я себя приучила к тому, чтобы каждый урок иностранного языка, на который мне удаётся попасть, оценивать с методической точки зрения и с позиций использования времени. Так очень удобно отмечать для себя полезности и уловки, используемые другим учителем. За последние 1,5 года я посетила 4 финских школы и посмотрела почти сотню уроков иностранного языка, проводимых совершенно разными учителями. Разными по возрасту, разными по языку.

Несмотря на то, что учительская профессия не подразумевает одинаковости, трудно не согласиться с тем, что для каждой страны всё-таки можно найти свои общие черты, присущие проведению школьного урока.

Любой финский урок иностранного языка начинается с проверки домашнего задания. Прекрасный метод для начальной школы и для первой ступени средней школы, чудесно справляющийся с задачей формирования привыкания к определённому графику. В старшей школе, к сожалению, малоприемлимый и вызывающий только скуку на лицах подростков. Для подростка предсказуемость течения урока — дополнительный стимул заняться своими делами, чем они в итоге успешно и занимаются. Урок вообще, и особенно урок иностранного должен характеризоваться частой сменой типов работы (одиночная, в парах, в группах, с учителем) и их разнообразным порядком следования.

Постоянная проверка домашнего задания только с помощью документ-камеры приводит к тому, что большинство детей (особенно подростки) домашнее задание не выполняют вообще. За невыполненное домашнее задание в старшей школе не ругают, поэтому увидев верные ответы на смартборде, дети активно переписывают их к себе в тетрадь, особо не напрягаясь и долго не задумываясь. На мой взгляд, опрашивая детей лично по более важным и сложным моментам домашнего задания или прося их написать ответы на доску, учитель бы больше стимулировал учеников к выполнению этого самого задания дома. Да и вообще проговаривание и прописывание на начальном этапе изучения иностранного очень полезно.

В целом, в зависимости от уровня учащихся и учителя, на проверку выполненного дома задания уходит до 30 минут чистого времени. Те, кто когда-либо работал в российской школе, сразу же скажет, что 30 минут на проверку «домашки» — непозволительная роскошь. Во-первых, на то оно и домашнее задание, чтобы делать его дома, а во-вторых, на уроке из 45 минут выделять 30 минут на обсуждение заданий на дом просто нелогично. Тем не менее, у некоторых финских учителей обсуждение домашнего задания фактически выливается во введение уже пройденного материала заново :) Это, кстати, довольно сильно влияет на динамику урока и его наполненность событиями. Урок иностранного течёт плавно, без особой спешки, но если сравнить его с уроками в российской школе, то он более разреженный по своей насыщенности.

Вернёмся к документ-камере. Та же самая документ-камера активно используется и для проверки упражнений в течение урока, что, конечно, убыстряет взаимодействие учитель-ученик, исключает мучительные поиски отвлёкшимся учеником нужного пункта, когда весь класс и учитель его ждут и т.д. Но опять же снимает определённую долю ответственности с учеников и многие, скучая, быстренько переписывают верные ответы с доски в тетрадь.

Пожалуй, ещё одной особенностью, сразу же бросающейся в глаза, является упор на групповую работу. На финском уроке иностранного языка работа в группе доминирует. Большинство упражнений, которые в России обычно даются только на индивидуальную работу, в финской школе выполняются по желанию ученика либо индивидуально, либо в парах. Таким образом финны снимают возможный страх отдельно взятого ученика перед неудачей и учат совместному труду. Учитель же фактически перекидывает бóльшую часть дела на самих учеников, не срывая голоса и не занимая эфирного пространства урока. Правда, у такой работы есть один очевидный недостаток:  не всегда дети могут контролировать свою деятельность сами, поэтому их часто уносит в сторону обсуждения своих личных дел на родном (увы, не иностранном!) языке. Другим минусом постоянной работы в группе является отсутствие возможности подумать наедине с самим собой, поискать материал в учебнике, сосредоточиться и сконцентрироваться на решении своей задачи.

С другой стороны, все перечисленные особенности финского урока в буквальном смысле приучают школьника старшего возраста к самостоятельности и личной ответственности за то, что он делает, при этом исключая психологическое давление со стороны учителя. Ученик знает, что если он не выполнил домашнее задание, то на него не накричат, но невыученный материал останется только на его совести и может привести к неприятнейшим последствиям, как то — провалу на экзамене, не сданному курсу и исключению из школы. На мой взгляд, такой повышенный уровень самостоятельности в решениях повышает и требование ученика к учителю.

От учителя же на уроке ожидается довольно плотная работа по наставлению, разъяснению и всяческому направлению в нужную сторону, что до сих пор сохраняет ту самую традиционную связку учитель-ученик, присущую школьному уроку в любой точке планеты.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s