Информационное плюшничество

Нет человека без традиций. Моей главной предновогодней традицией уже много лет является уборка. Уборка не в плане сдувания пыли без пяти двенадцать или выноса старого хлама накануне. А тщательный разбор информационных завалов, которые обязательно накапливаются в течение года у каждого из нас без исключения. И если на бумажную документацию и книги уходит максимум день, то на бесконечные килограммы электронного хаоса можно потратить до нескольких месяцев. Фото, рабочие файлы и их многочисленные копии, контакты в электронной почте и не несущие особого смысла имейлы.information

Без внимания не остаются и социальные сети. Немного потеснив свою изначальную функцию в поддержании связей со знакомыми, социальные сети стали отличным источником информации, которую генерируют сами пользователи, будь то картинки, ссылки или статусы. Всё чаще мы открываем Вконтакте или Фейсбук не для того, чтобы написать кому-то «Привет! Как дела?», а чтобы лишний раз побраузить новости, группы и чьи-то страницы в поисках информации или даже поделиться чем-то самостоятельно. Сотни перетвиченных картинок с цитатами неизвестных деятелей, бородатые анекдоты и неясные истории высыпаются нам в новостную ленту ежеминутно. Все это тщательно перемешивается с реальными новостями из «внешнего» мира, заставляя ленту пестреть и пухнуть.

Возможности мозга принимать, умственно и эмоционально обрабатывать информацию, тем не менее, не бесконечны, и на определенном этапе наступает момент информационного перегруза (information overload). Проще говоря, момент, когда человек понимает, что не вся информация одинакова полезна и что всего не объять. И вот пока я по-своему «информационно перегружалась» разгребая очередную тонну скопившегося материала, мне пришла в голову совершенно простая, но достаточно логичная идея: по сути любая необработанная информация может быть либо выкинута еще до её принятия (я назвала это «дозирование»), либо отложена на потом (в моей терминологии — «плюшничество»).

Дозирование сводится к ограничению источников информации посредством выключения или полного исключения источника. Именно в попытке фильтровать контент люди все чаще отключают кажущиеся им неинтересными новости, удаляют из или попросту блокируют других во френд-листе. И это что касается одних только социальных сетей.

Казалось бы так просто: фильтруй себе и фильтруй. Но связано ли дозирование только с нашим внутренним «информационным недовольством» («не буду читать, потому что мне неинтересно»)? Почему некоторые предпочитают удалять навсегда из списка друзей? Последние научные исследования доказали существование четких эмоциональных привязок в социальном поведении людей. Иными словами, каждый человек имеет определенные эмоциональные привязки к лицам из своего круга общения. И что важно — техническое развитие и виртуализация общения не изменяют заложенного природой механизма привязки к другим людям. С течением жизни эмоциональные привязки либо усиливаются, либо слабеют. Ослабевшая эмоциональная привязанность приводит к разрыву отношений, в то время как сильная привязка сохраняет общение между людьми даже на расстоянии. Описанный механизм остается неизменным и в поведении человека в социальных сетях. Поэтому выключение (дозирование) источника информации означает эмоциональное отключение от него — источник больше не является значимым.

Социальные сети позволяют выключить источник, не удаляя его полностью. Но стоит ли оставлять, пусть и «затихший», источник информации, если мозг уже один раз отказался выделять на него эмоциональные силы и внимание? На мой взгляд, такие вот потушенные вулканчики, выстроенные в аккуратные стопочки, являются не более чем одной из вариаций информационного плюшничества или иначе — собирательства, основными чертами которого является откладывание на потом и невозвращение к накопленному, а также частичное его отторжение. И если в реальной жизни мы расстаемся с людьми плавно, принимая несовпадение интересов, жизненных путей и тому подобного, то в социальных сетях мы зачастую очень долго мучаемся перед тем как нажать «удалить». Все кажется, что это неудобно, плохо, некрасиво да и «авось чего».

Сами того не замечая, мы порой оказываемся плюшкиными, засевшими в информационной ловушке и очень часто зависящими от ложных привязанностей. Друзья, контакты и общение — все это важно и нужно уметь выбирать, учась определять свои эмоции, распределять время и силы. И это не цинизм или надуманная принципиальность, а общение с информацией.

Логично утверждать, что наряду с разумным потреблением ресурсов физических просто обязано существовать разумное потребление ресурсов умственных, самым важным из которых является информация.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s