Профессия учитель в Финляндии: основы

Слово «учитель» в разных странах звучит по-разному. Где-то его произносят с гордостью, где-то с удивлением, а где-то даже с пренебрежением. Учительское дело в Финляндии же пользуется уважением в обществе. Быть учителем в стране тысячи озёр не только не зазорно, а достойно и очень престижно. О том, почему за место у своего персонального смартборда в этой профессии действительно стоит побороться, даже если вы переехали в Финляндию из-за границы, — чуть ниже и по порядку.

Для начала немного статистики. В Финляндии трудится около 80 000 преподавателей, из которых почти половина занята в дошкольных учебных заведениях и школьном образовании среднего и старшего звена. Второе место прочно удерживают преподаватели профессиональных учебных заведений в примерном количестве 14 500 человек плюс-минус ещё сотня. И наконец третье место досталось активистам так называемой «свободной просветительской работы» — преподавателям институтов дополнительного образования и различных курсов. Тех, кто хочет ещё больше точных цифр и красивых таблиц, прошу ознакомиться с официальным источником — публикацией Управления образования Финляндии за 2010 год (на финском).

Согласно всё тому же статистическому труду интерес к учительской профессии среди местного населения уже долгое время совсем не падает, а даже наоборот — растёт. За период с 2008 по 2010 год количество заявок на отделения педагогической подготовки в финских вузах выросло на 20%, при этом количество заявок на отделения, готовящие воспитателей детских садов, выросло аж на целых 36%.

Отчасти такой хорошей ситуации благоприятствует сложившееся социально-историческое развитие Финляндии, где каждый член общества отдавал последние гроши на строительство школ и образовательных учреждений, а также мог лично участвовать в отстройке школьных стен. Свою роль играют, конечно и экономические причины. Зарплата обычного школьного учителя хоть и не является пределом мечтаний для тех, кто работает в сфере бизнеса, но для государственной сферы представляет собой достаточно внушительную сумму, на которую преподаватель, даже живя один, может спокойно купить собственное жилье, машину, а также регулярно путешествовать за границу, ни в чём себе, собственно, не отказывая. Для этого ему не обязательно работать без продыху и в школе и дома. Как и в России зарплата финского школьного учителя состоит из минимальной части, а также всяческих надбавок, которые должны повышать интерес работника к своему делу. Официальная пирамида формирования учительской зарплаты выглядит следующим образом:

palkkausjärjestelmä

График: OAJ.FI, Opettajanopas 2012

Два нижних ряда пирамиды составляют часть зарплаты, которая зависит напрямую и исключительно только от рода самой позиции (учитель младших классов, учитель-предметник, учитель в старшей школе) и количества часов, которые выделяются на данную позицию (полная ставка, полставки) соответственно. Третий и четвёртый уровни формируют персональную часть зарплаты, зависящую от опыта, личностных профессиональных качеств, уровня образования и эффективности работы учителя. Всё что выше — прочие надбавки, переработки и премии.

Наглядно минимальная и неизменяемая часть учительской зарплаты выглядит вот так (таблица моя, представлены только некоторые учительские специальности):

palkkausjärjestelmä-2

Это без надбавок и индивидуальных премий. Отмечу ещё, что надбавки, находящиеся на самой макушке пирамиды, очень редко досягаемы простым учителем. Для их получения необходимо иметь чуть ли не особые заслуги перед государством.

Что же требуют от финского учителя за эти деньги? А требования к обычному школьному учителю в Финляндии достаточно высоки. Рассмотрим пример учителя-предметника в средней или старшей школе. Согласно Положению об образовании (986/1998) любой школьный учитель-предметник должен иметь достаточно высокую профессиональную подготовку: магистерскую степень и оконченное педагогическое образование. Подробнее о финском педагогическом образовании читайте здесь. Общий срок  профессиональной подготовки учителя составляет, таким образом, не меньше 5-6 лет. Конечно, в исключительных случаях, директор школы может принять на работу учителя со степенью бакалавра, но только на непродолжительное время. Взять учителя-недоучку на постоянную позицию по закону нельзя. Как видно из приведённой выше таблицы, зарплата учителя без требуемой степени или педагогического образования будет всегда ниже.

Подчеркну, что требования по подготовке преподавателей едины для всех: как для финнов, так и для учителей из числа новоприбывших иммигрантов. Приехавший из-за границы иностранец обязан не только подтвердить свою степень магистра в Управлении образования Финляндии, но зачастую также получить именно местное педагогическое образование, а также освоить один из местных языков (финский/шведский) в совершенстве. Подробнее о том, как подтвердить диплом, полученный в России, и дополнить своё педагогическое образование, читайте в моих предыдущих заметках. О необходимости владения местными языками и их применимости в финской школе я расскажу чуть позже. А если тема учителя-эмигранта всё же интересна, то можно ознакомиться с моей выпускной работой из Университета Хельсинки (на английском).

В отличие от современной России, в Финляндии конкуренция за учительское место в самой обычной средней школе порой достигает невиданных размеров. Обычное дело, когда конкурс на позицию, скажем, учителя английского языка достигает размера в сотню человек на место. Пример письма-ответа от рекрутингового агенства, сообщающего о том, что всего за период в две недели было подано 103 заявки на данную позицию:

konkurs-na-mesto-uchitelya

Конкуренция действительно не слабая, поэтому большинство тех, кто хочет попасть на постоянную работу в финскую школу, по 2-3 года сначала работают замещающими учителями в разных школах. Замещающий учитель — это даже необязательно учитель, очень часто студент, который приходит на урок, если основной учитель заболел или уехал. Подробнее о замещениях здесь.

Ещё одной особенностью учителя-предметника в финской школе является количество предметов, которые в конкретной школе ведёт данный учитель. Даже в самой простой финской школе количество предметов на одного учителя-предметника может достигать трёх штук, обычно же это два предмета. Например, учитель иностранного достаточно часто ведёт английский и шведский или шведский и немецкий, а может так случиться что и английский, шведский и французский. Попасть в требуемый школой от одного учителя набор языков достаточно сложно. Поэтому учителям иностранного приходится либо постоянно совершенствовать свои умения и расширять знания, получая дополнительное образование, либо биться за место с одним предметом против ещё сотни таких же желающих получить работу.

***

Мои предыдущие заметки о финской школе и образовании в Финляндии можно прочитать здесь.

Реклама

Профессия учитель в Финляндии: основы: 3 комментария

  1. Уведомление: Профессия учитель в Финляндии: рабочие языки | tatiana.batanina

  2. Уведомление: Памятка: как стать преподавателем в Финляндии | tatiana.batanina

  3. Уведомление: Почем час индивидуальных занятий языком? | tatiana.batanina

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s