Профессия учитель в Финляндии: авторские права (часть 1)

Dura lex sed lex. (лат. Закон суров, но это закон).

Вообще о самом присутствии в учительской профессии понятия «авторское право» очень долгое время мне приходилось только догадываться. Пока я жила и работала в России, вопросы авторского права меня как учителя вроде бы и не касались. Школа и авторские права — неужели между ними есть какая-то связь? Да и что может нарушить самый обычный учитель? Оказалось — немало. Но обо всём по порядку.

Для начала неплохо бы разобраться в том, что такое авторские права и к чему их применяют. Авторское право — это уникальное право создателя распоряжаться своим произведением так, как ему угодно. Создатель, в частности, вправе решать, на каких условиях его произведением могут воспользоваться другие люди, а также вправе требовать от других уважения своих уникальных прав создателя произведения. Под произведением здесь понимается всё то, что было физически создано, имеет достаточную ценность в художественном плане и является уникальным в своём роде. Простейшим примером физического произведения является книга (печатная либо электронная). В современном мире произведения могут приобретать практически любую физическую форму: музыкальные файлы, видеоролики, (цифровые) фотографии, целые блоги и даже отдельные смс-сообщения.

Стоит, однако, отдавать себе отчёт в том, что не каждая закорючка в вашем юношеском дневнике или пиксель на фото претендует на звание «произведение». К разряду «произведений» в частности не относятся записки из подполья а-ля конспекты лекций профессора К-ва, несомненно шикарные, но к сожалению, всего лишь учебные переводы предложений из школьного учебника, горестные статусы в социальных сетях и многое другое, имеющее достаточно сомнительную художественную ценность для общества.

Говоря об авторском праве, важно понимать, что авторское право защищает только конкретную физически представленную форму выражения идеи, а не саму идею или смысл. Скажем, эта моя заметка не может появиться в таком же самом виде или с минимальнейшими изменениями в другом блоге и за чужим авторством, потому что автор я, и только я имею право на созданную мной форму. Однако, я не имею права запрещать кому-либо писать на ту же самую тему другими словами.

В основе авторского права лежат 2 важных аспекта: моральный и экономический. Моральный аспект, прежде всего, предполагаeт уважительное отношение к автору произведения как к создателю, а также признание конкретного человека (нескольких человек) в качестве единственного создателя данного произведения. Именно из соображений морали совершенно некрасиво делиться чьим-либо произведением или его куском без указания авторства (будь-то красивая картинка или цитата). Вы ведь обычно не забываете в разговоре вставить «А Петя сказал, что…» — а не это ли прямое указание авторства?

Экономический аспект наделяет автора произведения уникальными правами распоряжаться судьбой своего чада. Только создатель произведения решает, будет ли оно доступно широкой публике и каким образом; возможно ли копирование и использование произведения другими людьми в своих целях, и если да, то на каких условиях. Экономический аспект покрывает все права, которыми наделён его автор, связанные с публичным использованием произведения, даже если публичное использование не включает в себя получение денежной выгоды. Например, посмотреть правила копирования и распространения материалов моего блога можно тут.

Какое же место занимает преподаватель среди этого (казалось бы!) невероятного круговорота с авторскими правами? А место он занимает самое центральное, что видно из моей схемы, приведённой ниже.

avtorskie-prava-v-obrazovanii

Во-первых, преподавательская деятельность подразумевает достаточно активную работу с уже созданными кем-то материалами. Преимущественно, но необязательно, учебными. Книги, видео и аудио, разнообразные картинки из Интернета — всё это важные и интересные, но очень часто чужие произведения, а следовательно, учитель должен уметь разбираться в какой степени их разрешено публично использовать в учебной деятельности.

И дело даже не в размере штрафа, который может получить незадачливый преподаватель за свои незаконные действия. Важно понимать, что авторские права как гражданский институт это не система запретов, а здоровая форма регулирования отношений на расстоянии, уже существующих в личном общении между людьми. Задача учителя на примере своих уроков показать ученикам форму этих взаимоотношений, привить понимание её важности не через свод правил, а через личный пример.

Во-вторых, в процессе своей профессиональной деятельности учитель обычно создаёт сам достаточное количество материалов, которые можно отнести к разряду отдельных произведений с учётом их действительной уникальности и отсутствия плагиата. К таким произведения относятся, например, раздаточные материалы или материалы к урокам. В таком случае учитель должен знать, какие права он получает на свои материалы и какие (возможные) права имеются у его работодателя по отношению к этим материалам.

В-третьих, ученики производят на свет немало хороших работ, которые, в зависимости от поставленной задачи, могут оказаться в области произведений. В таком случае учитель должен разбираться в том, что из ученических работ является произведением, какие конкретные права есть у ученика на своё произведение и какие права на это произведения имеются у учителя.

Как эффективно работать в сфере образования, не нарушая прав других людей, откуда учителю черпать полезную информацию о защите авторских прав и как обходить колкие моменты — об этом читайте в моей следующей заметке.

Реклама

Профессия учитель в Финляндии: авторские права (часть 1): 2 комментария

    • Спасибо, Кермен! Мне тоже кажется, что этот вопрос всё актуальнее в школе. Поэтому так хотелось описать его хотя бы в общих чертах, все тонкости, к сожалению, не влезают в одну-две статьи :)

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s