Профессия учитель в Финляндии: авторские права (часть 2)

Напомню, что в предыдущей заметке мы разобрались, почему образование и авторское право неразрывно связаны друг с другом. Теперь же поговорим о том, как эффективно работать в сфере образования, не нарушая чужих прав и не подмочив своей собственной репутации :) Вся практическая информация, представленная ниже, рассматривается на примере Финляндии, но применима и к российской действительности. Несмотря на то, что законы в разных странах могут отличаться. Права человека не должны зависеть от места жительства.

Юридически понятие «авторское право» в Финляндии закреплено в законе «Об авторском праве» (8.7.1961/404, гиперссылка дана на финскую версию). Закон этот длинный, с большим количеством поправок на учёт современной действительности и технических возможностей распространения информации. Применительно образования в законе множество помет и замечаний, которые хотя и обеспечивают определённую детальность и очерчивают некие рамки действий учителя, но не дают необходимой чёткости для практикующего преподавателя. Наверное поэтому в Финляндии есть несколько не зависящих друг от друга источников, оказывающих скорую информационную помощь попавшему в тупик учителю.

В моём личном списке лидирует «проект» преподавателя Университета Аалто — Тармо Тойкканена: книга Opettajan tekijänoikeusopas (фин. «Гид по авторскому праву для преподавателя»), а также сайт Opettajan tekijänoikeus, где собраны почти все самые-самые колкие ситуации и вопросы-ответы по авторскому праву и образованию. В отличие от закона книга даёт конкретную информацию, которую сразу же можно брать на заметку в работе. Среди прочего — подробный расклад того, что осталось в «серой» зоне, т.е. за пределами текста закона, а следовательно в рамках «понимай как хочешь». Книга доступна в библиотеках Столичного региона Финляндии.

opettajan_tekijanoikeusopas-kansi

Помимо указанного уже гида в информационной аптечке любого преподавателя, на мой взгляд, должны быть сайты Operight и Kopiraitti. Operight (фин.+англ. игра слов, «Права препода» или «Препод прав») хорошо выверенный ресурс, на доступном языке разъясняющий основные проблемные места при соблюдении авторских прав в образовании. Kopiraitti это официальный электронный гид по авторскому праву в образовании, созданный при поддержке Министерства образования и культуры Финляндии совместно с Kopiosto, организацией по защите авторского права. Правда, несмотря на всю свою официальность, покрывает он лишь самые центральные вопросы авторского права в образовании.

Казалось бы при такой мощной информационной поддержке учителю не о чем беспокоиться, посмотрел закон, почитал книгу и подготовлен. Тем не менее, вопросы остаются. Ниже я приведу некоторые из них, озадачившие лично меня своей внешней простотой и между тем внутренней неоднозначностью. Ситуации разделены по трём частям — сферам действия авторского права в образовании, о которых я рассказывала в предыдущей заметке. А как бы поступили вы в схожих ситуациях?

МАТЕРИАЛЫ, СОЗДАННЫЕ САМИМ УЧИТЕЛЕМ

Если в трудовом договоре учителя не указано иного, то учитель имеет все уникальные права на созданные им в процессе работы материалы. При условии, что материалы не являются плагиатом. Особых вопросов этот раздел не вызывает, так как являясь единственным создателем, учитель сам решает судьбу своих материалов. Директор учебного заведения, например, не может без спроса распространять созданные конкретным учителем материалы.

МАТЕРИАЛЫ, СОЗДАННЫЕ УЧЕНИКАМИ

Основное, что нужно знать любому преподавателю, — только ученик имеет все уникальные права на выполненную им работу (эссе, презентация, чертежи, фотографии и т.д.). Поэтому копирование, распространение или публичная презентация учителем выполненной учеником работы запрещены, если только ученик не дал на то своё личное разрешение. Публичная презентация «самого худшего теста по математике» на родительском собрании тоже запрещена, даже исходя из чисто этических соображений.

Можно ли записать школьное выступление моих учеников на видео?

Да, можно. Однако такую видеозапись нельзя распространять для просмотра широкой аудитории (например, на Youtube или в социальных сетях) без согласия на то всех и каждого участника выступления. Записи школьных выступлений имеют в основном чёткую учебную направленность и предназначены для последующего просмотра и оценки в классе либо же для индивидуального просмотра дома.

Ученики сдают свои работы только в электронном виде. Хочу распечатать их для проверки.

Как поступите вы?

ВНЕШНИЕ МАТЕРИАЛЫ

Определение внешних материалов в образовании достаточно простое. К внешним материалам относится абсолютно всё, что не создано самим учителем. Это и основной учебник к курсу, аудио и видео, картинки и фото и даже переписки в социальных сетях, применяемые в учебных целях. Умелое владение информацией — ключ к эффективной работе, поэтому ни один преподаватель не откажет себе в удовольствии использовать занятные материалы «из вне».

Но несмотря на очевидное отсутствие моральных прав на конкретный внешний материал, учителя зачастую прибегают к прямому копированию (заимствованию материалов как есть без изменений) как единственному способу использования материала на уроке. Одним из самых распространённых примеров прямого заимствования является ксерокопирование страниц понравившегося учебника и последующее распространение копий на уроке. Копированию без труда подвергаются и другие виды материалов. Подробнее о правильной работе с разными видами внешних материалов ниже.

Можно ли отксерокопировать необходимые страницы к уроку?

Вопросы ксерокопирования идут гораздо дальше обывательского «есть ксерокс — можно делать копии». Ксерокопирование это, прежде всего, создание новой печатной копии уже изданного произведения (неважно, будет ли это сугубо художественное или учебное издание). Ксерокопирование всегда незаконно, если оно выполняется не для частного пользования. Скажем, ученик может отксерить для себя хоть весь учебник полностью и заниматься по распечаткам, но учитель не имеет права распространять сделанные им самим копии среди всех нуждающихся в учебнике. Чтобы разрубить узел «принтер есть, а копий нет», финские школы запрашивают специальные разрешения на выполнение ксерокопий для учащихся. Однако и здесь есть свои ограничения: 20 страниц из одного издания (или не более его половины) на одного учащегося в учебный год и 10 страниц нотных изданий на учащегося. Ограничения распространяются и на вид произведения: копировать целые страницы учебных изданий с привлекательными упражнениями и заданиями нельзя. Копировать можно только теорию либо художественные издания.

Кому-то может показаться, что на чашах весов стоит дилемма «всё или (почти) ничего», нельзя это и нельзя то. Это не так. Но как же быть, если в книге нашлись те самые заветные упражнения, достаточно лишь отксерокопировать страничку… ведь книга издана, я её купил, а значит я имею право ей воспользоваться как мне угодно! Здесь нужно помнить, что купленная копия является копией, предназначенной исключительно для личного использования купившего. Производство новых копий с купленного произведения да ещё и в кустарных условиях не является легальным. Однако, у учителя есть выход:

  • свободно ксерокопировать из учебных пособий с отрывными листами, которые специально издаются как раздаточный материал к урокам;
  • создать свои раздаточные материалы на основе подсмотренных в учебниках идей (напомню, что идеи не защищаются авторским правом, защищается конкретная форма их выражения);
  • воспользоваться материалами, находящимися в свободном доступе (убедитесь, что материалы предоставлены лично создателем, а не третьеми лицами).

Можно ли проигрывать Youtube-видео на уроках?

Да, можно, при условии что проигрываемый видеоролик не является фильмом и добавлен на канал Youtube законным путём. Скачивать ролик для того, чтобы поделиться им с учениками, нельзя.

А как бы вы разрешили приведённую ниже ситуацию?

Готовлю свой собственный курс. А к нему — комплекс упражнений в виде раздаточных материалов. Могу ли я использовать в своём раздаточном материале пару-тройку упражнений из других учебников?

***

К сожалению, формат блога не позволяет осветить все вопросы, связанные с использованием внешних материалов. Однако, работая с чужими материалами, важно понимать, что это прежде всего произведения, созданные другим человеком. Поэтому такая простая вещь как указание авторства обязательна и является признаком хорошего тона.

Подводя итог разговору про внешние материалы в жизни учителя, хочется ещё раз обратить внимание на следующие моменты:

  • конкретная физическая форма изданного материала охраняется авторским правом;
  • прямое копирование этой формы (путём ксерокопирования, записи на внешний носитель и т.д.) — это создание новой копии уже имеющегося произведения;
  • создание новой копии для последующего её публичного распространения даже с некомерческой целью незаконно;
  • создание копии на носителе, с помощью которого можно будет потенциально распространить скопированную информацию (например, диск, SD-карта), незаконно;
  • распространение копии (печатной, электронной), созданной без разрешения автора произведения, также не является законно оправданным.

Вместо послесловия :)

Благодаря современным техническим возможностям учителя получили доступ к огромному количеству «свободно висящих» в Интернете учебных пособий, большинство из которых попали туда незаконным путём. Такая доступность, к сожалению, вызывает лишь ложное ощущение широкого выбора и свободны в собственных действиях. Прежде чем закачивать или распространять через социальные сети отсканированные кем-то учебные материалы и оцифрованные кем-то аудиодиски к ним, подумайте:

  • почему этот материал здесь;
  • выставил ли его в свободный доступ сам создатель;
  • копию материала можно распечатать для личного ознакомления и пользования, но можно ли её распространять дальше;
  • какую цель я преследую, распространяя данный материал, полученный по сути из неизвестного источника;
  • не нарушаю ли я прав создателя учебника, распространяя его материалы без разрешения.

Полезные ссылки по теме:
Закон об авторском праве (фин.) // Гражданский кодекс РФ, Часть 4 — Права на результаты интеллектуальной деятельности // Opettajan tekijänoikeus // Operight // Kopiraitti

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s