Профессия учитель в Финляндии: замещающий учитель

Сегодня я наконец расскажу подробнее о такой особенности финской образовательной системы, как «замещающий учитель». Я уже касалась этой особенности ранее, но мельком, когда писала об основах учительской профессии в Финляндии. Однако, тема такая интересная, что не вернуться к ней было бы однозначно неверно :)

Замещающий учитель (по-фински sijaisopettaja) это человек, выступающий в роли учителя по необходимости и только на определённое время. Почти у каждого учителя (в особенности, школьного) в Финляндии есть свой личный заместитель, который готов провести уроки, если основной учитель заболел, уехал или отсутствует по какой-нибудь другой причине. При этом, замещающий учитель является заместителем лишь негласно, его никогда не оформляют в официальный штат сотрудников школы и не выдают рабочего контракта. Это, впрочем, не означает, что замещающие учителя работают в тёмном секторе экономики и получают деньги в конвертике. До начала работы заместитель обязан предоставить в учебное заведение как свои личные данные, так и налоговую карту, согласно которой с его заработка будет заплачен налог.

Система замещений в Финляндии отлично налажена. Активнее всего замещающие учителя заняты, прежде всего, в школьном образовании, поэтому разговор пойдёт именно о нём. В отличие от России, где отсутствующего учителя обычно замещает его же коллега по цеху (а чаще всего пропадающие уроки попросту заменяются другими предметами), в Финляндии принято приглашать стороннего человека, который сможет максимально уделить своё время на выделенные уроки, как если бы он был официальным учителем в данной школе. Интересно, что сторонний человек не обязательно должен являться профессиональным преподавателем. Главное, чтобы он нашёл в себе силы (и желание) объяснить урок ученикам.

Позиция замещающего учителя требует определённой гибкости графика, ведь ты обычно не знаешь, когда можешь понадобиться в школе. Поэтому бóльшая часть заместителей это студенты, которые хотят в будущем стать учителями либо просто непрочь подзаработать. Однако, немалой является доля и тех, кто уже окончил университет, но ещё не получил постоянную позицию в школе. Конкуренция среди учителей в некоторых регионах Финляндии огромна, поэтому многим недавним выпускникам вузов приходится по нескольку лет работать в качестве замещающих учителей. Это, кстати, даёт официальный опыт работы в резюме параллельно с возможностью заработать на кусок хлеба.

raznye-knigi

Как и любая другая работа, позиция замещающего учителя не лишена своих тонкостей. Заместитель приходит на урок не просто покрутиться на стуле и поболтать с учениками, он приходит провести урок и дать конкретный материал. За это ему платят. Поэтому нередко основной учитель предпочитает давать своему «наместнику» чёткий и жёсткий план уроков, которые ему надо провести. Не всех это устроит, особенно если вы считаете себя более самостоятельным и способным к планированию. Но в целом, сотрудничество напрямую зависит от отношений между учителем и его заместителем. Вряд ли кто будет работать с тем, кому ты не доверяешь, однако, чем более доверительные отношения между основным учителем и его «личным помощником», тем больше рабочего опыта сможет получить заместитель. В обычной ситуации учитель и его заместитель могут просто обговорить темы, необходимые к освещению на том количестве уроков, которое заместителю придётся провести. Дальше замещающий учитель самостоятельно решает, как и когда он эти темы преподнесёт.

Несмотря на свою внешнюю необременительность (пришёл-провёл-ушёл) работа замещающим учителем не так легка, как может показаться. Зачастую между замещениями могут пройти недели или даже месяцы, и, если замещения не являются вашей постоянной деятельностью, то вырываться из обыденной жизни достаточно тяжело. Лично для меня самыми тяжёлыми всегда являются подъёмы в 4 утра, чтобы успеть к первому уроку в школу, которая в общем-то находится по соседству. Немаловажной является и психологическая составляющая замещений. Те, кто хоть когда-нибудь «перенимал» классы от другого учителя, пожалуй, поймут. Другого дети нередко воспринимают как ненастоящего, которого не стоит принимать всерьёз. Избавиться от штампа «другого» непросто, особенно, если вы появляетесь в классе от силы пару раз в год. Затруднения могут вызвать также и учебные материалы (учебники, диски и т.д.), которые замещающий учитель обычно видит впервые и с которыми ему приходится достаточно оперативно знакомиться.

Тем не менее, с моей «мигрантсткой колокольни» работа замещающим учителем мне видится как прекрасная подготовка к реальной финской школьной действительности. Её определённо не стоит избегать, если вы решили продолжать учительствовать, переехав в Финляндию из другой страны. Правда, искать первые замещения придётся самостоятельно, из-за их краткосрочности финны не дают официальных объявлений на сайты поиска работы. На сайты попадают в основном объявления о более продолжительных замещениях (на несколько месяцев или год), но такие «замещения» являются уже настоящей работой с оформлением контракта, а посему процесс получения такого места усложняется. Учителя же, ищущие замену на короткий срок, обычно отправляют сообщения в студенческие мейл-листы и подписки. Конечно, конкуренции не избежать и здесь. Однако, получив первые замещения, вы можете быть уверены, что за ними последуют и другие.

4 Comments

  1. Я работала в своей школе по замене и полностью соглашусь с тем, что относятся к замещающему учителю, мягко говоря, несерьезно. Особенно, старшеклассники, хотя им бы, наоборот, должно быть радостно, что уроки не пропадают.

    Нравится

    Ответить

    1. А ты замещала ещё в России или уже в США? И насколько продолжительно? Когда я начала работать после универа в лицее у себя в родном городе, то мне достались классы от другого преподавателя (я пришла не в самом начале учебного года). Было очень трудно с одной из групп вначале. Именно в плане восприятия. К тому же разница в требованиях, методике проведения уроков, отношении к самим ученикам.
      Ну и конечно же, порой приходилось замещать своих коллег буквально по одному уроку, если вдруг что-то срочное. Но я не могу сказать, что это были полноценные уроки. Когда тебя извещают за 5 минут до начала о том, что к тебе идёт группа из такого-то класса, и никто не знает, что точно они уже прошли, что им задано на дом и т.д.

      Здесь замещения все внешние. Очень редко когда директор бежит к кому-то из учителей и говорит, что к нему сейчас другой класс придёт. Обо всех пропусках (кроме болезни) учитель-предметник знает обычно на год вперед, ну или на месяц вперед, поэтому сразу договаривается со своим «сменщиком» обо всём. Тем не менее, отношение учеников определённое — если замена, то можно отдыхать, ничего не делать. У меня в этом году была группа, на уроках которой у меня постоянно что-то происходило: то комп не работал, то аудио не проигрывалось, то я не могла найти в классе фломастеров :) Уж не знаю, что они обо мне подумали.

      Нравится

      Ответить

  2. Здравствуйте, очень интересный у вас сайт , а главное полезный! Собираюсь с сентября учиться в университете Аалто , добираю недостающие кредиты для подтверждения диплома (специальность ИЗО). Хотелось бы найти подработку «sijainen», нашла только на сайте города Хельсинки вакансии, может быть вы знаете где ещё выкладывают такую информацию?

    Нравится

    Ответить

    1. Добрый вечер! Попробуйте сайт mol.fi, а также отдельные рекрутинговые страницы других городов столичного региона. Замещения можно также искать напрямую через интересующие вас школы и учебные заведения: обращаетесь к конкретному учителю и спрашиваете, не нужен ли ему заместитель. Если у преподавателей ИЗО есть свое объединение/ассоциация, то возможно у них есть отдельный подписной мейл-лист, в котором тоже могут быть объявления о подобных вакансиях. Удачи!

      Нравится

      Ответить

Оставьте комментарий