Учеба в финском вузе: особенности

Впервые мне довелось учиться в финском вузе несколько лет назад, по обмену. И вот я опять учусь, но уже не как студент-иностранец, а как вполне себе полноправный финский студент. Если подсчитать, то получится, что учусь я в Финляндии уже третий раз. Но решила свести воедино все интересности, которые встретились мне за время учебы на трёх разных факультетах, только сейчас.

В этой заметке я в основном буду опираться на опыт обучения в Университете Хельсинки ввиду его свежести :) Правда, финская система высшего образования отличается единообразием, поэтому бо́льшая часть описываемых мной черт одинакова как для небольшого вуза в Восточной Карелии, так и для большого университета в Северном Саво.

1. Оценки. Куда же без них! Система оценивания в финском вузе разительным образом отличается от того, к чему мы привыкли в России. Оценивание идет по шкале от 0 до 5, где «0» означает «неудовлетворительно», а «1» уже проходная оценка, получив которую, можно вздохнуть с облегчением. Соответственно всем известная и малоприятная российская «тройка» по финским меркам «хорошо», тогда как «пятерка» это «выше всех похвал». Примечательно, что у финского студента нет особых причин гнаться за отметкой: в диплом оценки не идут, на размер стипендии не влияют. На успеваемость обычно смотрят только когда принимают решение о выдаче студенту гранта на обучение по обмену.

Говоря об оценках, нельзя не упомянуть того, что в финских вузах нет зачетных книжек. Оценки за экзамены выставляются напрямую в электронный реестр WebOodi, с помощью которого студенты контролируют свою успеваемость и продвижение по учебной лестнице. WebOodi позволяет также регистрироваться на учебные дисциплины (об этом подробнее ниже).

2. Экзамены сдаются в письменной форме без прямого контакта с преподавателем. Пожалуй, самый главный плюс такой системы в том, что ты один на один с экзаменационными вопросами и тебе некуда торопиться – пиши себе да пиши. С другой стороны, повлиять на написанное после сдачи листка преподавателю ты уже не сможешь. А это значит, что никто не задаст тебе в нужный момент наводящий вопрос и не поверит в твои знания в целом. Преподаватель будет оценивать то, что написано, и то, как написано. Поэтому оценивание в чем-то жестче, чем на традиционном устном экзамене. И да, писать 2 часа без перерыва сложно, а вопросов бывает много.

Интересной разновидностью экзамена является т.н. «экзамен по книге» (kirjatentti). По договоренности с преподавателем студент освобождается от посещения лекций и обязуется прочитать определенную литературу по предмету (главы или книгу целиком, несколько книг), по которой сдает потом экзамен. Такой экзамен сдается отдельно от тех, кто посещал лекции. Но, как и все экзамены в финском вузе, данный экзамен сдается в письменной форме.

3. Лекции, письменные и экзаменационные ответы можно писать самым обычным простым карандашом. Не нужно чирикать и мазать, можно аккуратно стереть ненужное резинкой – работа выглядит чисто и красиво. Это невероятно практично и актуально для тех, кто учится на иностранном языке.

5567115636_57dae47b12_z

4. Учебные дисциплины имеют совершенно разную продолжительность: один предмет может длиться весь семестр, а другой – всего две недели. При этом экзамен сдается сразу же по окончании каждой учебной дисциплины (исключение составляет экзамен по книге – см. выше). Сессия в российском понимании этого слова если и устраивается, то очень редко. На моей практике я никогда не видела финских студентов, сдающих экзамены неделями.

График учебы достаточно гибкий. При этом сам студент играет решающую роль в составлении своего личного учебного плана: он самостоятелен в выборе количества и набора предметов, которые собирается проходить в течение семестра. Это не означает, однако, что в университете можно изучать что вздумается, кидаясь с одного предмета на другой. Для каждой специальности (например, финский язык и культура) существует свой определенный набор предметов, обязательных к изучению. Чтобы понять, как именно строится свобода выбора финского студента, посмотрим на общее устройство обучения в финском вузе.

Схожие предметы часто объединяются в т.н. учебные модули, за которые выводится общая оценка. Скажем, модуль «Владение финским языком» может включать в себя такие предметы как грамматика, устное общение, письмо и т.д., которые и определяют собственно владение языком. Сдавая каждый предмет из модуля в отдельности и на определенную оценку, студент в итоге закрывает целый модуль со средним арифметическим в качестве итоговой оценки за этот конкретный модуль. Предметы в модуле обычно даются на выбор: например, из шести возможных дисциплин пройти надо минимум четыре. Отсюда первая свобода в выборе и индивидуальное в учебном графике. Помимо этого отдельные предметы и целые учебные модули входят в состав курсов начального и углубленного цикла по выбранной студентом специальности (скажем, начальный курс по специальности «Финский язык и культура», начальный курс по специальности «Теология» и т.п.). Предметы и модули, находящиеся внутри одного курса, можно проходить в какой угодно последовательности.

Возможность выбирать предметы внутри отдельных модулей и варьировать предметы внутри отдельных циклов обучения создают необходимую гибкость и позволяют учащемуся планировать свой год так, как ему удобнее.

5. Выше я упоминала реестр WebOodi, с помощью которого каждый студент отслеживает свою успеваемость. Но WebOodi это не только архив оценок и сданных / несданных предметов. Это, прежде всего, важнейший инструмент управления своим графиком учебы. Дело в том, что на каждый предмет в финском вузе надо регистрироваться заранее. Это позволяет эффективно вести учет студентов: в частности преподаватель может проверить, имеет ли студент право посещать его занятия или нет.

6. Когда начинается учеба, то почти под каждый предмет в интернете создается отдельная образовательная среда на платформе Moodle, куда преподаватель выкладывает учебные материалы и через которую пишет различные объявления и новости. Большинство преподавателей показывают на лекциях заранее подготовленные слайды. Студенты получают слайды до либо после каждой лекции. Кто-то скажет, что непедагогично давать студентам материалы до самой лекции (мол, не придут, не запишут, не будут внимательны), и он будет неправ. На самом деле иметь перед глазами распечатанные слайды гораздо удобнее, чем строчить не отрываясь от бумаги и не особо вдумываясь в то, о чем рассказывает лектор. Ознакомившись с материалом дома, на паре чувствуешь себя увереннее, запоминаешь больше (ведь по сути уже повторяешь пройденное) и можешь спокойно записать дополнительную информацию, которая всегда в достатке у знающего преподавателя.

7. Отдельным пунктом хочется отметить раздаточный материал, который действительно «раздаточный», так как печатают его, снимают с него копии и раздают его на парах сами преподаватели. Материлы, которые студенту нужно распечатывать самостоятельно, тоже имеются, но их не так много.

***

Конечно, интересного в системе финского высшего образования немало, но в одну заметку всего не уместить. В следующей части вы узнаете о том, чем отличаются финские студенты от их российских собратьев, а также о том, какие у финского студента права и обязанности. А в качестве бонуса я остановлюсь подробнее на временно́м делении учебного года. Следите за обновлениями!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s