По следам 1 сентября

Я в профессии уже больше 10 лет. Еще 4 годика и, как говорят некоторые исследования, назад дороги больше не будет, потому что слишком сильна будет страсть «манипулировать». :) Свою профессию я обожаю, считаю её одной из самых креативных и важных. Шутка ли, нести в своих руках чужой мозг! Скульптор нейронных сетей и человеческой души. Вот что в моем понимании преподаватель. Даже в отпуске не устаю придумывать различные интересности для учеников. Однако есть в преподавании кое-что, что омрачает мне даже самые радостные моменты, получаемые на работе.

Этого монстра для себя я называю “замалчивание”. И у него, как водится у всех порядочных монстров, три головы.

selective focus photography of brown owl

Photo by Susanne Jutzeler on Pexels.com

Голова первая – замалчивание в преподавательской среде. Снобизм, нежелание более старших или в чем-то более опытных делиться своими наработками (и я говорю не про бесплатную раздачу своих материалов всем страждующим). Да что уж там! Даже просто помочь собрать опечатки и откровенные ляпы в написанном кем-то учебном пособии – это стольких нервов тебе может стоить потом. Я люблю делиться своим мнением насчет учебных пособий, которые я активно использую на уроках. Но как только я сама стала автором учебника, мне неоднозначно намекнули, что больше писать где-либо какую-либо критику я не имею этического права – нехорошо.

Отсутствие конструктивного диалога на тему профессиональной компетентности. В преподавательской среде вот так вот открыто выйти и сказать, что кто-то из учителей неквалифицирован, не позволяет т.н. “профессиональная этика”. У меня порой волосы дыбом встают, когда я вижу как некоторые рассказывают, что за один учебный год успели накрутить часов на 10-летний преподавательский стаж и поэтому теперь являются супер крутыми преподами. Преподавательский стаж – это постоянное оттачивание методики, подбор и выверка дополнительных материалов, отбор нужного, актуального, работа над собой. Это бесконечный процесс. Это не продажа унитазов в магазине. Количество проданных экземпляров (отведенных часов) вообще не на первом месте.

Голова вторая — замалчивание того, кто мы такие и чем мы реально занимаемся. В большинстве случаев просто ноль информационного потока от преподавателя к ученику. Когда-то я страстно хотела выучить шведский. Я перерыла весь интернет. Никакой, даже самой малой информации о тех преподавателях, которые ведут шведский в одном известном местном институте. Итог: пальцем в небо, и мы попадаем к учителю, который по 50 минут проверяет по цепочке домашнее задание, ответы на которое есть в учебнике. Второй тычок пальцем, и мы на уроке препода, у которого за все 2,5 часа урока ученикам удается открыть рот только 1-2 раза, все остальное время в лекционном режиме вещает преподаватель.

В то же время преподаватель, который пытается рассказать о себе, об интересностях своей работы мгновенно становится порицаем. Его тут же бьют по рукам и говорят: плохо, самореклама это очень плохо. И сдвиг здесь идет так медленно. До сих пор у многих в головах качество ассоциируется исключительно с размером: большой институт, значит отличное качество. Цена ниже нижнего – значит пойдет. Никто и не задумывается о том, как в подобных огромных бюрократических заведениях-махинах устроен рекрутинг и что преподаватели там зачастую не самые квалифицированные и мотивированные товарищи, потому что пришли туда ради небольшой подработки.

Голова третья – молчание клиентов. Отсутствие обратной связи – то, от чего я порой просто задыхаюсь. Настолько не по-взрослому ведут себя многие люди, которым уже глубоко за 30+. Ответить на вопрос, который я задала на присланную вами же заявку? Вернуться просто хотя бы сказать “спасибо, но мне уже не надо”, нет о таком люди даже не слышали. Мы лучше промолчим, если не подошла цена, промолчим, если не подошло время занятий, вообще лучший выход из всего – это промолчать. Не дай бог чего еще. Причем молчание это ну нисколечки не зависит от социального положения молчащего: только за последний год мне встретились и молчуны-парламентеры, и молчуны-руководители очень известных местных компаний. Мир молчит, а ты продолжаешь что-то делать, не особо понимая уже, а правильно ли ты вообще все это делаешь. Все чаще у меня появляется ощущение, что я работаю в пустую каменную стенку. В которую сколько ни колоти, но только руки в кровь, а ответа не будет все равно.

Мы так громко и активно удивляемся, что образование во всем мире терпит крах. Из каждого утюга слышны призывы к тому, чтобы вывести образование на новый уровень. Самое классное решение, конечно же, напичкать его инновационными разработками: сюда планшет, туда планшет, в этот детский садик смартборд, в тот детский садик смартборд. Но когда вокруг такой вакуум, такое глухое молчание, когда как будто бы никому ничего не нужно – чему тут удивляться? Какое развитие тут возможно?

Реклама

По следам 1 сентября: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s